Открытое обсуждение тезисов о «социальном спорте» на государственном уровне

В канун экспертного совещания в Общероссийском народном фронте, которое состоится 6 августа 2021 г., публикуем тезисы выступления лидера Всероссийского социально-спортивного дворового олимпийского движения Алексея Логинова «О внесении понятия «социальный спорт» в федеральный закон «О физической культуре и спорте».

Тезисы и сопутствующие материалы отправлены участникам совещания заблаговременно для ознакомления с целью принятия участия в прениях. Публикуем их и на нашем портале для проведения широкой общественной дискуссии, обмена мнениями и использования активистами дворового движения в различных регионах и муниципальных образованиях страны.

О внесении понятия «социальный спорт»

в федеральный закон «О физической культуре и спорте»

Тезисы к экспертному совещанию ОНФ 06.08.2022 г.

Логинов А.И., координатор

Всероссийского социально-спортивного дворового движения

Уважаемые коллеги! Уважаемые друзья и единомышленники!

Обсуждение терминологии и понятийного аппарата действующего федерального закона о спорте чрезвычайно своевременно и имеет важнейшее практическое значение.

Спорт не приносит и не создаёт традиционно воспринимаемых материальных благ. Поэтому профессиональные спортсмены самым непосредственным образом зависят от налогоплательщиков. Вместе с тем, федеральный закон о спорте от 04.12.2007 № 329-ФЗ в редакции от 02.07.2021 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» имеет явную профессиональную направленность. Наиболее ярко это отображается в ст. 2, касающейся дефиниций. И существующий в этом плане закон напоминает политику огораживания и сегрегации в спорте – огораживания спорта профессиональной сферы от социального спорта. Неслучайны поэтому смысловые противоречия федерального закона о спорте и физической культуре Конституции РФ и закону № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Внесение в закон о спорте понятия «социальный спорт» как особой части спорта является принципиальным, так как устраняет целый ряд нестыковок в спортивном законодательстве.

Социальный спорт – это спорт в обществе, спорт общества, общественный спорт. Не надуманный и пропагандируемый в рекламно-коммерческих целях или избранный в качестве профессии, а воспроизводимый на основе естественно-физиологических, культурных, оздоровительных и психоэмоциональных человеческих потребностей и тысячелетних традиций. В связи с этим у спорта не только есть социальная функция, но сама сущность спорта сугубо социальна и имманентна.

При этом социальная сущность спорта не обязательно присуща только профессионалам – спортсмен-олимпионик ничем не отличается от любителя спорта и здорового образа жизни. В таком случае профессиональный спорт является лишь производной собственно спорта с его социальной сущностью. Но федеральный закон о спорте в большей его части лишь прописывает механизмы финансирования профессионального спорта. Поэтому этот закон надо пересматривать по духу, вводя понятие «социального спорта». При этом понятие «социального спорта» надо рассматривать как фундаментальное, хотя бы уравновешивающее спорт профессиональный в части расходования бюджетных средств.

Ныне действующее определение массового спорта представляется не вполне соответствующим законам логики. Профессиональный спорт может быть и не массовым; также и как массовый спорт может быть сугубо профессиональным. Так в чём тогда принципиальное отличие этих законодательных понятий? И в чём тогда принципиальная разница корпоративного, студенческого и школьного спорта, в том числе от спорта высших достижений и массового спорта? Ведь и школьница может быть профессионалом и победителем в спорте высших достижений, также как и человек пенсионного возраста – участником Олимпийских игр в Токио-2020.

В условиях короновируса также возникает логическая нестыковка: если запрещены массовые мероприятия и соревнования, то откуда взяться массовому спорту, основному поставщику спортивной статистики? И не является ли в таком случае массовый спорт – да и официальная спортивная статистика — просто фэйком?

Если внесено понятие «корпоративный спорт», то почему не может быть по единству признака внесёно в закон понятие «социального дворового спорта», хотя бы из логики как спорта по месту жительства (ведь есть же «школьный спорт»)? При этом абсолютно все профессионалы спорта высших достижений побывали на ступеньке дворового/социального спорта!

Также много вопросов и противоречий вызывают такие понятия как «спорт», «спорт высших достижений», «спортивный агент», «спортсмен высокого класса», «физкультурные мероприятия», «организатор спортивного соревнования», «организатор физкультурного мероприятия», «официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия», «физкультурно-оздоровительная услуга». Если есть «официальные физкультурные мероприятия», значит есть и неофициальные? Тогда где они, каково их место и значение? И как они соотносятся с нормами Конституции РФ, говорящие о поощрении физкультурно-спортивной деятельности в нашей стране? Если есть спорт высших достижений, то где в законе спорт низших достижений и как они законодательно и организационно соотносятся? Если есть понятия «студенческая спортивная лига» и «школьная спортивная лига», то почему нет понятия «дворовая спортивная лига»?

Это лишь самые беглые и установочные суждения, обусловленные форматом настоящего совещания. Более детальные замечания и предложения будут направлены нами в рабочую группу, в работе которой мы готовы принять деятельное и конструктивное участие.

К сожалению, вызывает тревогу, что публично высказываемые с 2014 года идеи (подкрепленные успешной и официально признанной многолетней практикой) в стенах Олимпийского комитета России, Министерства спорта России, на крупнейших международных спортивных форумах, в монографиях и научных конференциях, в т.ч. по линии Министерства спорта, спортивными функционерами в центре и на местах (за очень небольшим исключением!) игнорируются и не учитываются. Ведь и настоящее совещание проводится в связи с невыполнением в полной мере поручения Президента Российской Федерации от 30 октября 2020 года №Пр-1760, пункт 1а) о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, обеспечивающего гармонизацию законодательства о физической культуре и спорте и законодательства об образовании. И для этой гармонизации не хватает базового понятия «социальный спорт» и плодотворного взаимодействия во всей семилетней истории отношений, когда спортивная власть просто не слышит голос снизу, от рядовых любителей спорта и здорового образа жизни. Невольно возникает аналитический вывод о том, а кому выгодна коммерциализация и монополизация сферы спорта и физической культуры, выражаемая в главном спортивном законе страны?..

Благодарю ОНФ за поддержку широкой дискуссии по этому вопросу и предоставленную возможность высказаться в столь уважаемой, компетентной, а главное – имеющей возможность принять решения — аудитории. Нам нужно думать о грядущих поколениях здоровых россиян, поэтому настойчиво прошу услышать тезис о включении понятия «социальный спорт» в новую редакцию федерального закона о спорте и физической культуре.

Также прошу принять деятельное участие во Всероссийском дне социального дворового спорта 2021 года, который будет проходить во всех регионах страны с 19 августа по 19 сентября. Это будет самая большая общественная площадка для обсуждения вопросов, поднятых на настоящем совещании.

Друзья! Благодарю за внимание! Мы вместе!