Архивный эпизод о закаливании и моржевании в Усманском уезде Тамбовской губернии в 1917 году

Закаливание организма холодной водой – важнейшая тема для сохранения и развития физического и душевного здоровья. Только по историческим документам этой теме несколько тысяч лет. То есть, сама по себе процедура закаливания и купания в холодной воде – абсолютна естественная и полезная для человека.

Естественно, что тема купания в ледяной воде известна на Руси более тысячи лет, хотя она гораздо древнее – ведь и игре в рюхе и городки среди славян не менее 1,5 тыс. лет. Славные традиции предков на территории современной Липецкой области продолжает Липецкий клуб зимнего плавания.

Именно для липецких любителей зимнего плавания и круглогодичного плавания хотелось бы сделать небольшой архивный подарок. Думаю, он также ценен и для всей истории моржевания в нашей стране.

Декабрь 1916 года — январь 1917 года. Россия воюет. В русском обществе растёт недовольство. Ростовщики тянут соки из обычных граждан труда. Дикая инфляция. Население нещадно нищает. Русские семьи теряют на фронтах империалистической войны «за Бога, Царя и Отечество» миллионы своих кормильцев. Жандармские сотрудники строго стоят на страже закона – оскорбления Государя Императора Николая II уже несколько лет имеют устойчивый и неединичный характер.

Начальник Усманского жандармского пункта унтер-офицер Алексей Зобнин, опытный и добросовестный сотрудник Тамбовского губернского жандармского управления, проводит «негласную разведку» об оскорблении Его Императорского Величества Николая Александровича, впоследствии широко известного среди народов бывшей Российской империи как Николай Кровавый.

По доносу доброжелателя из д. Осетровка Старо-Юрьевской волости Козловского уезда 35-летнего Константина Осетрова, объектом изучения является 72-летний местный житель с. Крутчик Усманского уезда Михаил Фотиев. Последний несколько раз давал кров и хлеб бывшему работнику железнодорожной станции. Во время этих ночевок Осетрову и приглянулась сноха старика. Последний это понял и жестко выпроводил гостя, крепко разругав и сноху. Именно частые ссоры с ней впоследствии ставили ему в упрек свидетели дознания.

Согласно доносу, в присутствии целой группы крестьян Фотиев-старший говорил: «Наш государь дурак! Затеял войну с немцем, только людей переводит. Самого бы его, еб его мать (так в архивном тексте – прим. автора), туда, лобастого черта. Пусть бы побыкобился».

Жандармский чин потратил не один день для проведения негласного расследования, опросив около двух десятков людей и выявив много чего интересного. Но это другая история. Заметим, что соседи «честного человека», «дурного слова не кажущего», «поведения одобрительного» Михаила Фотиева не сдали старика, у которого в это время четыре сына воевали на фронте. Все подтвердили, что это выдумки доносчика, хотя и в других местах старик-однодворец наговорил про царя-батюшку немало, регулярно вспоминая и его мать.

Одним из лиц, вызвавших неподдельный интерес в ходе расследования жандармского унтер-офицера, стал любитель зимнего плавания, как его назвали бы сегодня. Соседи его называли «странным», «чудаковатым», «больным» человеком. Впрочем, так и сегодня многие называют современных моржей.

«Странным» человеком, усугубившим вину деда-царяхульника, был его пятый сын Алексей. По информации опрошенных оказалось, что живёт он постоянно в холодной мельнице, «постоянно купается в холодной воде под колесами в ледяной воде, несмотря даже на сильные морозы». Странным было и то, что воздержан был морж из 1917 года и в еде: «пищи никакой, кроме молока,  не принимает». Дальнейшее жандармское изучение «странного человека» привело Зобнина к выводу, что хоть Алексей малый грубый и чудаковатый, но ни в каких антигосударственных действиях замечен не был.

Таким образом, Алексей Михайлович Фотиев, житель села Крутчик Усманского уезда, из далеко-близкого 1917 года имел все основания войти в историю Липецкого клуба моржей. Думаю, порадуются сему потомки детей боярских, усманских однодворцев и моржей Фотиевых, и сегодня проживающих в селах Усманского района Липецкой области.

Добрых слов заслуживает и жандармский унтер-офицер Зобнин. Он мудро оценил ситуацию и своим рапортом наверх рекомендовал закрыть дело, благородно признав, что в закаливании и зимнем плавания нет ничего противогосударственного.

До февральских событий событий 1917 года оставалось чуть больше месяца…

 

Алексей Логинов

Источник информации: архивные фонды Государственного архива Липецкой области

Источник картины: http://lemur59.ru/node/9956

 

Подробнее по генеалогии служилых людей и однодворцев: