Из истории вечной игры в городки: 1721 год, Феофан Прокопович и городки в семинарии

История древнейшей русской национальной игры в городки мало известна современникам. Это очень печально, так как именно городки являются вечной игрой великого народа — этой игре славянских племен более 1 тысячи лет. Также печально и то, что городки сегодня очень мало используются в образовательной деятельности в учреждениях образования. Вместе с тем, история городков в системе образования насчитывает не менее трёх столетий — игра в городки в образовательных учреждениях России была уже при Петре Великом. Об этом — настоящий исторический сюжет.

1721 год. Феофан Прокопович и городки в семинарии

Сподвижник Петра I, государственный деятель и философ, архиепископ Псковский и Нарвский, а также Новгородский Феофан (Прокопович) (1681 – 1731) уделил городкам особое внимание, фактически описав их как массовую забаву. Поэтому есть все основания полагать, что и будущему руководителю Священного Синода игра была знакома с раннего детства, оказав непосредственное влияние на его развитие.

    
Феофан Прокопович

Надо заметить, что Елисей (светское имя будущего Высокопреосвященного) родился в купеческой семье, происходившей из Смоленска. Оставшись в раннем возрасте сиротой, он был взят на воспитание дядей по материнской линии — Феофаном Прокоповичем, ректором Киево-Братской коллегии и наместником Киево-Братского монастыря. Несмотря на полученное в юности католическое образование, Феофан являлся заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Ф. Бэконом и Р. Декартом. Он решительно выступал с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще о первенстве духовенства над всеми прочими сословиями. Эти позиции сблизили его с Петром I, который пригласил Феофана Прокоповича для проведения реформы отечественной церкви.

В октябре 1718 Пётр указал Феофану написать проект для Духовной коллегии — «Духовный регламент», который был принят 25 января 1721 года с несколькими дополнениями. Нашлось в нём место и для игры в городки.

Заботясь о благочестии и телесном здравии своих воспитанников, один из руководителей русской православной церкви того времени, специально оговаривает в «Регулах» правила техники безопасности городковой игры в открытой им православной семинарии. Иерарх русской церкви опасался того, что воспитанники духовного училища не устоят перед азартом игры в городки, а также не стали бы дубасить друг друга битами из шалости. Всё это также являлось грубым нарушением благообразного поведения в духовном учебном заведении.

Составляя в 1721 году эти правила, он предусмотрительно записал: «Играния употреблять безобидныя и незлообразные, например, в городки палками не играть; на крагли метать пули не выше двоих аршин; по сторонам игры тоей близко не стоять» .

Из этого пояснения следует, что во времена Петра I городошные биты часто назывались «пули», что подчеркивало как воинский характер игры, так и её прикладной характер. К этим временам восходит детский отечественный дворовый игровой термин «пулять», означающий бросать что-то в цель – специальный снаряд, камень или палку. Надо специально отметить, что Феофан Прокопович делает подчеркнутое разграничение между обычной палкой и специальной битой – «пулей».

Согласно замечаниям, сама игра в городки полностью не запрещалась – вводились лишь жёсткие требования безопасности, безусловно, коллективной и организованной игры. По ограничениям Прокоповича, запрещалось бросать биты в воздух на высоту более 1,5 метров («два аршина»), а также не стоять в зоне броска («по сторонам игры той близко не стоять»). Фактически Феофан Прокопович оставил нам, потомкам, правила техники безопасности при игре в городки в учебном заведении.

Обращает на себя ещё одно важное обстоятельство – применение Прокоповичем термина «крагли», что означало современный «город», где и устанавливались городошные фигуры из деревянных чурочек для выбивания. Это южно-русский вариант названия «кегли», с которыми церковный реформатор познакомился в период своего униатства и путешествий по Европе. Безусловно, стремясь быть понятным и в Европе, он и применил адаптированный для своих родных мест термин. Это лишний раз доказывает и широчайшую географию городков, распространенных по всему славянскому миру, а также широкий древний ареал их существования.

Доскональное знание игры одним из ближайших сподвижников Петра I является убедительным аргументом в пользу того, что и подвижный император играл в древнюю славянскую игру городки.

Источник