Чем отличается школьный спорт от дворового?

Многие часто проводят знак равенства между школьным и дворовым спортом, приводя в качестве главного аргумента основную категорию субъектов этих отношений – учащихся детей и подростков.

Федеральный закон № 329-ФЗ от 04.12.2007 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет школьный спорт как «часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в образовательных учреждениях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях…».

В 2010 году была сформирована всероссийская Федерация школьного спорта, которую возглавила выдающийся отечественный спорт, неоднократная олимпийская чемпионка Ирина Константиновна Роднина. По её мнению, «задача и идея школьного спорта состоит в том, чтобы была сформирована команда одного учебного заведения». Одной из важнейших функций федерации явилось создание системы школьных клубов – «должна быть и система финансирования работы. Нельзя такую дополнительную нагрузку просто вешать на преподавателя физического воспитания».

Ссылка

Вне всякого сомнения, в развитии школьного спорта есть несомненные успехи. Но сегодня по-прежнему многие родители не понимают, что такое школьный спорт, так как многие школьные спортивные клубы формализованы.

логинов1

В отличие от социального дворового спорта школьный спорт выгодно отличается ресурсной обеспеченностью – в целях развития школьного спорта выделяются средства для открытия новых стадионов, спорткомплексов, проводятся соревнования, спартакиады; приобретается спортинвентарь. Имеется огромная армия преподавателей физической культуры. В школах введён дополнительный час физкультуры. Однако заметных улучшений почему-то не наблюдается. Как правило, школьные стадионы пустуют, тренажёрные залы могут посещать только обеспеченные люди, на третьем уроке в школе дети подметают территорию, при этом основная масса ребят, как и раньше, остаётся за бортом… В школьных программах физической культуры отсутствуют доступные народные подвижные игры и такие развивающие виды спорта как городки, лапта, хоккей на траве (русское клюшкование). Почему так происходит, в чём дело? Представляется, что дело в отсутствии движущей идеи и идейных исполнителей, так как в современной системе образования сложилась система полулегального зарабатывания денег, которая затмевает собой главные, истинные цели – увы, но скандалы с прямым вымогательством учителями денег на сборы и репетиторство сегодня становятся привычным делом. Кроме того, налицо отсутствие комплексного, системного подхода, единого для образовательных учреждений всех регионов.

Сегодня дворовый спорт во многом выполняет функции, которые не выполняет школьный спорт. Именно близкие люди детей и подростков во многом выполняют работу, которую призвана исполнить школа. К сожалению, развитие школьного спорта оставляет желать лучшего. Обычное явление – заброшенные школьные площадки близ многоэтажных домов или сельские школьные стадионы, на которых подростки самостоятельно организовывают свой досуг.

Главное отличие дворового спорта от школьного – это совершенно иная система мотивации и система координат ценностей, в том числе конкретных организаторов и исполнителей, а также законов и принципов функционирования. В дворовом спорте онтологически не может быть формализма, так присущего сегодня школьному спорту и физическому воспитанию. Дворовый спорт отталкивается от первостепенных задач местной территории и местного социума, а не от многолетних «перспективных» программ, которые быстро устаревают, а в некоторых случаях являются и мертворождёнными, ориентированными на обязательную реализацию бюджетного плана.

Школа и семья являются самостоятельными субъектами дворового спорта, в котором именно социальный дворовый спорт является связующей основой. Школьный спорт никогда не заменит социальный спорт и пример малокомплектных школ в этом случае является наиболее ярким и доказательным. Поэтому очень важно, чтобы не происходило подмены понятий «школьный спорт» и «дворовый спорт», благодаря чему дворовый спорт оказывается в роли какого-то вечно всем мешающего пасынка, к которому применимо снисходительно-пренебрежительное отношение.

Идеальный вариант для развития школьного и дворового спорта в целях формирования здорового образа жизни граждан всех возрастов – их взаимодополняющее взаимодействие, в котором для достижения общей цели сливаются сильные компоненты каждой из особых частей спорта. Идеология и организация дворового спорта может дать школьному спорту то, что сегодня в нём отсутствует – систему и искренность человеческого общения и взаимодействия, достижение конкретного личностного результата развития конкретного гражданина-воспитанника, а не безрезультатный процесс.

Алексей Логинов