Данная заметка навеяна необходимостью высказать собственную позицию в отношении дискуссии в среде городошников, связанной с инициативой присвоения любителями городошного спорта Карелии местной разновидности игры в городки «кююккя», получившей со временем статус регламентированной спортивной игры (Финляндия, начало 1950-х годов) в национальный вид спорта республики Карелия. Стремление понятно, очевидно и во многом похвально, но насколько оно логично? Главное, чем чревато?
Сегодня городки (городошный спорт) являются русским национальным видом спорта в России. Карелия — субъект Российской Федерации. В связи с этим, всего два риторических вопроса. Сильно ли повлияет ещё одна сказка Шахерезады на тысячу других сказок? Возможно ли восприятие известных восточных сказок без самой рассказчицы Шахерезады?
Офицеры Красной армии играют в городки. Украина, 1944 г.
Начну с конца.
Есть пример биологической классификации человека (впрочем, как и другие классификации в биологии). Эта классификация очень удачна, так как она учитывает множество факторов. Поэтому и можно конкретный пример многообразного животного мира встроить в эту квалификацию.
Итак, биологическая классификация человека.
Царство: животные
Тип: хордовые
Подтип: позвоночные
Класс: млекопитающие
Надотряд: плацентарные
Отряд: приматы
Подотряд: обезьяны
Надсемейство: человекоподобные обезьяны, или гоминоиды
Семейство: гоминиды
Род: человек
Вид: человек разумный
Далее. Русским национальным видом спорта в России является городошный спорт, городки. Это никто и не оспаривает — исторических свидетельств множество и они общепризнанны не только в нашей многонациональной стране; еще больше фактов так и не введено в научный оборот — они появляются всё время и становятся всё древнее и конкретнее. Поэтому логична классификация мира городков по подобию биологической квалификации какого-либо вида из биологии или ботаники — по тем же принципам. Её, кстати, так и нет — придётся её сделать.
Таким образом, в самой «биологической» классификации игры в городки «кююккя» очень четко укладывается на одну из полочек классификации, но не на «полочку национального вида спорта». Поясним серией всего лишь нескольких классификационных вопросов.
Игра с деревянными палками, которые метают? — Да.
Выбивают бочонки/попы/родоки? — Да.
Играют на грунте? — Да.
Можно играть вдвоём или командой? — Да.
Бросают биты в цель или, может, в воздух и назад? — Нет, конечно же в цель.
Играют по договорным в данной общности правилам? — Да.
Играют только в одной местности? — Нет, игра выходит далеко за пределы местности.
Игра кююкка в большей степени локализована в Финляндии и Карелии? — Да.
Почему игры, сходные с кююккя, в других местах называются по иномму? — Потому что не в Финляндии или Карелии эта же игра называется по другому.
В игру играют люди или птицы? — Люди…
Так где же тогда признаки нового «царства» животных или рода «человек» в применении к игре в городки? Их просто нет.
Единственное, о чем можно подискутировать, так это в звене «род» — «вид». Как мы отличим просто «человека» от «человека разумного»? — ведь это очень тяжело, а часто и невозможно… Так и с замечательной игрой «кююккя». Чем кююккя отличается от традиционных (русских) городков принципиально? Собственно, это и есть ответ на амбиции признания кюккя национальным видом Карелии. В 1940-е — 1950-е годы городошники Карело-Финской АССР участвовали в соревнованиях по городошному спорту, но в республике не было соревнований по кююккя. Думаю, что дело здесь совсем не в политике.
Чтобы закончить тему классификации, приведу одну из наиболее популярных и первых попавшихся. Городки в этой схеме есть? — Есть. Они классифицированы по каким признакам в группу «игр с элементами спортивных игр»? — Классифицированны.
Но мне бы хотелось бы обратить внимание на другое. Городки — вполне заслуженно! — стоят в одном ряду с такими ласкаемыми видами спорта как волейбол, баскетбол, футбол, гандбол, хоккей, бадминтон и проч. Городки же в новейшей истории не ласкаемы — они, пардон, у нас в стране задрочены, выхолощены, выжжены. Так почему мы — городошники России и других стран мира — ставим во главу угла не то, чтобы сделать городки, как это уже было всего 50 — 70 лет (когда и «кююккя», кстатит, только и благодаря этому появлялось и регламентировалось) популярным современным видом спорта, успешно конкурировавшим по массовости с футболом и баскетболом (хоккея, гандола, бадминтона и проч. даже и рядом не было!)?
Зачем нужно отвлечение времени, энергии, сил наиболее деятельных городошников страны на непредметную, неконструктивную, но — главное! — безрезультатную дискуссию, когда надо просто следовать общепринятому принципу научной классификации и менять в общепринятых международных «Правилах соревнований» городки на грунте на «Традиционные городки». Это моё мнение. Я полностью поддерживаю идею демократизации игры в «Правилах соревнований» и поддерживаю потому именно термин «традиционные городки».
Чем сегодня, на мой взгляд, опасна непримиримая позиция представителей Карелии по поводу позиционирования «кююккя» как национального вида спорта России в дискуссии городошников?
Городошников в России и других странах мира мало. Настоящих городошников тем более. Городошников по духу совсем чуть-чуть. Естественно, что в их числе совершенно различные люди по полу, возрасту, образовательному и социальному статусу, спортивному опыту, мотивации занятий городками и проч. Но надо давно понять, что никто городками и городошным спортом в наше время особо заниматься не будет.
Сегодня речь идет уже даже не о развитии, а о сохранении ещё имеющегося, закладки методологического, нормативного, информационно-просветительского фундамента для дальнейшего возрождения городков, воспитании молодых поколений, которые сохранят многоборазие городков в последующих поколениях. Городки и городошный спорт обречены на возрождение только расширением информации о сущности и видах игры, сохранении взаимопонимания и взаимоподдержки в среде городошников различных стран мира и регионов России, демократизации и общепризнанности «Правил» игры.. Городошников слишком мало, чтобы воротить нос друг от друга в ситуациях, когда при объективном анализе позволять эмоциям брать верх там, где очевидно неочевидное просто смешно.
С гораздо большей стопенью исторической достоверности и более убедительной аргументацией мы можем сегодня предложить как национальный вид спорт России игру «столбики» — игру с битами и городками на грунте, известную по документам Московского приказа с XIV века и многократно описанную в литературе XVIII и XIX века. Мы даже планируем в мае 2019 года провести в Липецке открытый Кубок мира по столбикам — международные соревнования по документированной игре на грунте с битами и городками. Шутка — хотя почему и нет? И в этом случае есть полное историческое и логическое право утверждать, что и варианты игры в «кююккя», «попы», «скракли», «рюхи» произошли от «столбиков» и т.п. Хотя и сами столбики — лишь производное от чего-то более мощного и древнего…
Могут ли при всей своей историчности претендовать «столбики» на статус национального вида спорта в России? Ответ однозначный: нет, не могут. Почему? Да потому, что это всего лишь разновидность единой древнейшей игры в городки, распространенной среди различных народов мира и которая сегодня называется общепринятым термином «городошный спорт»..
Завершая, выскажу особое, личное мнение по позиции осташей в нынешней дискуссии. Эта позиция вызывает у меня крайнее разочарование и даже ужас — содрогание от беспамятства, неграмотности, и невозможности смотреть хотя бы на два шага вперёд. Играя в селигерских и осташковских лесах много сотен (если не тысяч!) лет в традиционную игру на грунте с рюхами, битами и разметкой по определённым правилам (рюхи), очень сильно похожую на современную разновидность финских городков, они спокойно отдают наследие своих предков под совершенно чуждое название на секундном фоне реки Времени! И мнение, надо прямо сказать (без обид, уважаемые коллеги!), мало образованной группы любителей игры в городки (в рюхи) в тверской области, гораздо более образованной карельской группой выставляется чуть ли как не стратегическое и доказательное. С точки зрение логики здесь налицо явная подмена понятий, что не может быть приемлимо. Такая подмена понятий и софистическая игра со стороны отдельных представителей карельских городошников вызывает недоумение и настороженность. Нет ли здесь обычной провокации? А ведь эта провокация, судя по глупым ответам осташей, уже удалась.
Печально то, что собственно сами финны всегда принавали и признают, что игра «кююкка» к ним пришла из России — от городков! И не финны начали эту дисуссию. Так об чём же спор? И надо ли за просто так отдавать первородство?! Ничего личного, уважаемые друзья-городшники Осташковского края, но ваша позиция просто разочаровала… Друзья, одумайтесь! Вы участвуете не в дискуссии о том, «что было раньше — яйцо или курица?», а в дискуссии о том, как скорлупу от съеденного яйца превратить в новое яйцо. Вам подсовывают скорлупу, а вы и радуетесь и думаете, что у вас будет много яиц… Тогда уж сразу порежьте всех кур — играйте у себя в кююккя и не заикайтесь о своих рюхах…
Что касается Липецкой области, то мы всегда развивали исторические русские городки на грунте на кругах, описанные в гравюрах Аткинсона и Гейслера, которые достоверно описаны этими исторически важными иностранными свидетелями-художниками в нашем деле.
Хочу засвидетельствовать всем участникам дискуссии искреннее почтение и уважение. Пусть наша дискуссия послужит возрождению многотысячелетней игры и обретет новую массовость. Очень не хотелось бы, чтобы элементарная провокация не расколола городошное сообщество Карелии.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Откуда пошла кююккя?
Феофан Прокопович, «Духовный регламент» для обучения в семинарии, 1721 г:
«Играния употреблять безобидныя и незлообразные, например, в городки палками не играть; на крагли метать пули не выше двоих аршин; по сторонам игры тоей близко не стоять» .
Татищев Василий Никитович, «Инструкция В.Н. Татищева о преподавании в школах при уральских заводах, 1736 год:
«…19. Должен он все непристойные игры ученическия пресечь и отрешить, наипаче же которые и не вредны, яко играть сукою, городки, мясом, бабки — от того будет рука трястися, а особливо в кулачки, от того может потерять глаз, яко карты и протчие игры, но чрез частое увесчание свое во учтивость их приводить….»
Игра в городки. Миниатюра Аткинсона. 1803 — 1804 гг.
Игра в городки на кругах. Гейслер, 1805 г.
«Эта игра известна, строго говоря, только в России, поскольку требует значительной силы. Поэтому в неё играют только сильные и крепкие люди, волею судьбы обитающие в этой суровой стране…». Немецкий художник Х.-Г. Гейслер
Почему сюжетов об игре в городки после победной войны против Наполеона слишком много?
Почему в российской Военной энциклопедии в томе за 1842 года ориентир для пристрелки называется «городок»?
Так какую игру хотят сделать национальным видом спорта Карелии?
Скульптор Антон Иванов, 1839 г.:
«Я бесконечно рад этой удаче. И рад ей вдвойне потому, что привлекаю внимание к городкам – древней народной игре, полной неповторимой прелести и обаяния, прочной и вечной, как и мы сами».
Скульптура какого игрока так взволновало петербургское общество в 1839 году?
Что ближе к Карелии — Санкт-Петербург, Москва или Обдорск?
Почему дубина веками была оружием воинов и городской охраны? Русский лубок 1870 г.
В какую игру играет граф Толстой?
Почему в книге Е.А. Покровского нет описания игры кююккя в Олонецкой губернии?
Кто и когда в XVIII веке в отечественной литературе описывал «городки с ездою»?
Это фотография И.К. Инха?
В какую играют в Енисейском уезде в 1909 году?
Какие ещё исторические спортивные развлечения были в Енисейской губернии?
В каком регионе Российской империи играет мужчина?
Из какого региона Российской империи эти игроки?
Так какую игру хотят сделать национальным видом спорта Карелии?
Новосибирск, 1920-е годы. В какую игру играют пионеры?
В какую игру битами на грунте играет академик Павлов деревянными битами в кругу товарищей?
Чем эта фотография отличается от современных фотографий любителей кююкка?
Так какую игру хотят сделать национальным видом спорта Карелии?
В какую игру играл Горький на финских дачах?
Во что играл Шаляпин в Гельсингфорсе?
В какую игру с палками играл Сталин?
Так какую игру хотят сделать национальным видом спорта Карелии?
В какую игру играют в 1932 году на полевом стане?
В чем отличие двигательных движений в городках и кюккя?
Картина Е.С. Тейса «Игра в городки». В какую игру играют на грунте деревянными битами?
Так какую игру хотят сделать национальным видом спорта Карелии?
Что за командная игра?
Есть ли принципально отличие игры московских школьников 1930-х годов от игроков, описанных Инто Инха в 1890-е годы в Карелии?
Почему не кюккя?
Так какую игру хотят сделать национальным видом спорта Карелии?
Почему дискуссии о кюккя не было в 1990-е или 2000-е годы, когда в «Правила городошного спорта» вводились финские городки?
В какую игру мы будем играть в 2019 году и в последующие годы?
«Карелияньюс», 10 июня 2017 г.: «Врио главы Карелии прошел по Историческому переулку, сыграл в городки с купцом Паккайне«.
В какую игру играет нынешний губернатор Карелии Артур Парфенчиков с купцом Паккайне?
Так какую игру хотят сделать национальным видом спорта Карелии?