Почему сборная СССР по хоккею на траве не играла на Олимпиаде в Мельбурне-1956

Архивные исследования в ГАРФ и РГАСПИ позволяют поставить точку в одном из наиболее загадочных вопросов отечественного хоккея на траве: почему сильная мужская сборная СССР по хоккею на траве так и не приняла участия в Олимпиаде 1956 года в Мельбурне?

Ответу на этот интригующий многие десятилетия вопрос посвящена наша популярная публикация.

Олимпийский огонь в Мельбурне, 1956 г.

Фото из открытых источников

* * *

Долгие десятилетия в истории советского хоккея на траве был предан забвению период с конца 1940-х по 1960 год, когда хоккей на траве не только получил бурное развитие в послевоенном СССР, но и целое десятилетие «завтра» ожидал полноценный дебют сразу на трёх летних олимпийских играх – в Хельсинки, Мельбурне и Риме.

Причиной нового активного этапа развития хоккея стал выход Советского Союза на международную спортивную арену, которая стала важнейшей сферой международной политики. Как сказал один английский генерал в канун Лондонских Игр 1948 года, «лучше воевать с русскими на стадионе, чем на фронте».

Уже в 1947 году советская сторона получила предложение принять участие в Олимпийских играх в Лондоне, состоявшихся в 1948 году. Советским спортсменам предлагалось поучаствовать и в турнире по хоккею на траве.

Руководством СССР было принято решение не участвовать в Лондонской олимпиаде – никто не мог гарантировать занятие там первого общекомандного места. Тем более в условиях бурно развивавшейся Холодной войны на территории противника. Но уже в 1947 году были установлены рабочие контакты с FIH и советская сторона стала не только собирать информацию о развитии хоккея на траве в разных странах мира, но и получать информационные бюллетени от международной хоккейной организации.

В апреле 1951 года в Москве был создан Национальный Олимпийский комитет СССР, что позволило вступить в международное олимпийское движение и принять участие в Летних Олимпийских играх в Хельсинки 1952 года.

Дебют советской хоккейной сборной в Хельсинки рассматривался советским руководством. Но анализ олимпийской медальной практики привёл к тому, что были посланы дополнительные спортсмены с небольшими медальными шансами в видах спорта, где разыгрывалось большое количество медалей (легкая атлетика, гимнастика, фехтование и т.п.). Председатель Всесоюзного комитета по физической культуре и спорту Н.Н. Романов исключил любой риск, связанный с очевидно неуспешным возможным дебютом хоккейной сборной (отказал Романов и шайбистам). Официальным предлогом было объявлено то, что хоккей на траве в СССР был слабо развит.

Но сразу же после окончания игр в Хельсинки перед спортивным руководством СССР высшим политическим руководством была поставлена цель развития вида спорта с последующим дебютом на Олимпийских играх в Мельбурне в 1956 году.

В 1953 – 1954 гг. был реализован большой комплекс организационных мероприятий. Они выразились в «Организационно-методических указаниях» ВСФК, ушедшие на места – в республики и крупные институтские столичные города.

В мае 1954 года перед офицером Советской Армии и известным спортсменом Владимиром Александровичем Меньшиковым была сформулирована важная государственная задача, к выполнению которой он и приступил. Им было сформировано две команды на базе одной из подмосковных воинских частей. В одну вошли опытные состоявшиеся спортсмены, игравшие в хоккей с мячом; в другую была собрана молодежь 16 – 19 лет из числа детей офицеров и молодых солдат. Тем самым Меньшиков ставил эксперимент по определению тренировочных методик.

Так на базе ЦСК МО-1 и ЦСК МО-2 сформировался коллектив, в 1956 году официально трансформировавшийся в легендарную мужскую сборную СССР 1956 года.

Необходимо подчеркнуть, что в 1952 – 1953 годах руководством всерьёз рассматривалась возможность назначения старшим тренером сборной Советского Союза тренера-индийца. Но решение было принято в пользу советских специалистов.

Для понимания важности хоккея на траве в спортивной жизни страны и её внешней политики следует учитывать, что в развитии вида спорта принимали не только спортивные специалисты, но и работники МИД СССР и отечественные спецслужбы и силовые структуры.

Принято считать, что официальной причиной не допуска сборной СССР в Мельбурн-1956 стали результаты игр с Польшей 27 и 29 июля 1956 года (1:1, 0:1). Это совершенно не так. К моменту игр сборной её судьба уже была предрешена. Даже две убедительных победы советской команды над поляками не позволили бы ей принять участие в хоккейном олимпийском турнире в далекой Австралии.

Игроки хоккейного воронежского «Буревестника», 1956 г.

Фото Василия Пескова («Воронежская коммуна»)

* * *

Весной 1956 года три ответственных представителя Советского Союза прибыли в Мельбурн для рабочих встреч с представителями Оргкомитета Игр в Мельбурне. Представители австралийского Оргкомитета были военными в званиях генералов и старших офицеров.

Переговоры с советской делегацией имели много скрытых внешнеполитических подтекстов. На закрытом заседании 25 февраля 1956 года первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым был зачитан доклад «О культе личности и его последствиях». Это дало импульс обостроения в сложившейся политической шахматной партии.

1 мая 1956 года в Праге и Братиславе студенты вышли на улицы, требуя свободы слова и доступа к западной прессе. Советская контрразведка имела информацию об аналогичных событиях в Венгрии. Во всех волнениях в ЧССР и ВНР активное участие по свержению просоветской власти принимали участие разведки западных стран, наиболее активными из которых были Великобритания и США.

Олимпийские старты в Мельбурне имели своё предсказуемое и управляемое место в хаотичном калейдоскопе, для рядового обывателя, международных событий. По замыслу «архитекторов мирового порядка» в Мельбурне должно было быть нанесёно публичное – на весь мир – поражение советской международной доктрине и имиджу «советского образа жизни».

Советская делегация была встречена дипломатично, но без объятий. Даже на столь высоком уровне в адрес советских представителей были устроены несколько провокаций с целью «прощупать» их слабые стороны и максимально снизить вероятность спортивных успехов.

Именно итоги визита советской делегации и поведение членов Оргкомитета предрешили судьбу олимпийской сборной 1956 года по хоккею на траве.

Итак, основные причины для решения в отказе участия сборной в олимпийском дебюте:

  1. Сокращение советской квоты участников со стороны Оргкомитета

Советская делегация заявила одну из наибольших по численности делегаций – 580 – 600 человек. Именно такое количество мест советская сторона запрашивала для проживания в Олимпийской деревне. Советские спортсмены должны были участвовать во всех видах спорта. Оргкомитет категорично отметил, что советской делегации может быть предоставлено в деревне не более 520 – 540 мест.

2) Большие расходы в инвалютных рублях

Большие затраты на командирование советской делегации повлияли на пристальный анализ шансов на спортивные успехи. Необходимость экономии инвалютных рублей в условиях бурно развивающихся международных событий была очевидна.

Хоккейная делегация СССР должна была насчитывать не менее 20 человек. Такая экономия была существенна.

3) Лишь одна разыгрываемая медаль в хоккейном турнире

В сравнении с более медалеёмкими гимнастикой, лёгкой и тяжелой атлетикой, фехтованием, плаванием выбор был очевиден. «Лишний» спортсмен в этих видах спорта имел больше шансов завоевать одну или более медалей, чем команда по хоккею.

Неочевидность борьбы сборной СССР за призовые места. О первом месте даже не помышляли – команда Индии была очень сильна. На турнире Индия выиграла все матч и не пропустила ни одного гола: Афганистан 14:0, США 16:0, Сингапур 6:0 (группа), Германия 1:0 (полуфинал), Пакистан 1:0 (финал).

Британское содружество было представлено сразу тремя командами (Великобритания, Австралия, Новая Зеландия) и США. Очень сильны были Объединённая германская команда и Пакистан. Крепкими командами являлись Бельгия, Сингапур и Малайя. Слабейшими участниками представлялись Кения и Афганистан, но и в их составе было много представителей британской школы.

Повторим – сборная СССР осознанно готовилась к олимпийскому хоккейному старту. Нет никаких сомнений, что советская команда оставила бы все силы на хоккейном поле и играла бы только на достижение приемлемого результата. Руководство понимало все риски, но до последнего рассматривало хоккеистов как потенциальных участников игр. Но в условиях жёсткого выбора и малом международном опыте против команд западного мира шансов у команды Меньшикова не было.

4) Высокий уровень угрозы провокаций против сборной по хоккею

Советской сборной предстояло выступить на «английских землях» в регионе, где хоккей на траве был крайне популярен и развит благодаря английскому влиянию. Несмотря на высокий авторитет советских спортсменов и уважение к ним со стороны обычного населения различных стран мира, малознакомый в советском Союзе вид спорта был угрожаем с точки зрения даже чисто игровых провокаций – игровая ошибка в трактовке правил в миг могла стать предметом газетной шумихи и поднятием на смех советских хоккеистов.

Как показал опыт международных соревнований в 1945 – 1956 годах именно командные игровые виды спорта содержали максимальное количество дисциплинарных нарушений. Пьянки, воровство товаров, венерические заболевания, различные аморальные поступки и даже выяснение отношений между игроками прямо на игровом поле часто фиксировались именно в командной среде игровых видов спорта.

В секретной записке в ЦК ВКП(б) органы советской госбезопасности сигнализировали о развитии в командных видах спорта среди «отдельных» игроков «звездности». Высокий уровень доходов при отсутствии реальной трудовой деятельности предоставлял им много свободного времени, а материальный достаток – возможности для совершения аморальных поступков, не допустимых с честью советского физкультурника.

5) Сроки проведения хоккейного турнира

Матчи хоккейного турнира в Мельбурне проходили 23 ноября – 6 декабря 1956 года – в самое неудобное для советских спортсменов времени. Специализированных баз спортивной подготовки на юге в это время ещё не было.

Матч СССР – Польша, 29 июля 1956 г. Фото С. Васина

* * *

Со спортивной точки зрения никаких нареканий к игрокам и тренерам советской хоккейной сборной не было. Более того, результаты игр с поляками были оценены весьма оптимистично.

После принятия решения игроки и тренеры переключились на другие спортивные цели – ресурсы требовались олимпийцам.

30 ноября 1956 года, в то время когда в Мельбурне игрались матчи хоккейного турнира, старший тренер сборной СССР по хоккею на траве Владимир Александрович Меньшиков был награждён орденом Красной Звезды за выполнение «важного государственного задания».

1 декабря 1956 года Всесоюзная секция хоккея на траве была принята в состав FIH на её олимпийском Конгрессе.

Олимпийский опыт 1956 года послужил основой подготовки новой советской сборной В.А. Меньшикова и Л.Н. Черепанов в 1969 – 1970 года.

* * *

Сборная СССР выиграла командный зачёт Олимпиады-1956 у сборной США, заняв первое общекомандное место.

Олимпийские игры в Мельбурне прошли на фоне вооруженного восстания в Венгрии и ознаменовались целом рядом организованных провокаций против советской делегации с участием иностранных спецслужб. В СССР факты провокаций не были известны общественности.

В целях экономии средств и избежания провокаций основная делегация советских спортсменов отправилась в Австралию на теплоходе «Грузия». После окончания олимпийских игр спортсменам Чехословакии английская авиакомпания неожиданно отказала в авиаперелёте за несколько часов до вылета домой. Это стало известно за три часа до отправления к побережью Кавказа теплохода «Грузия». За два часа более 230 членов чехословацкой делегации были переправлены на советский корабль. Тесноту на корабле отмечали в пути на Родину многие советские олимпионики Мельбурна.

Также английские авиалинии отказали в перелёте на Родину венгерским спортсменам, аннулировав в последний же момент их билеты. Спортсмены отправились домой рейсами других авиакомпаний. Билеты венгерским олимпийцам приобрела советская сторона.

Награждение госнаградами участников Олимпиады в Мельбурне в Кремле

Фото из книги М.М. Песляка «Олимпиада-56 – спустя 56 лет: борьба вольная и вынужденная. – М., 2012.

Автор благодарен руководству ФХТР А.М. Морозу и А.В. Сорокину за поддержку исследований и реализацию проекта «Энциклопедия хоккея на траве» России и бывшего СССР.

А.И. Логинов (Общество историков российского спорта)

Подробнее:

Логинов А.И. Секретный хоккей России: неизвестные страницы отечественного хоккея на траве. – М.: Древлехранилище, 2025. – 508 с.