Заседание Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, состоявшееся 26 апреля 2022 года, определило официальные ориентиры в развитии физической культуры и спорта в условиях изменившейся международной обстановки. Мы попросили поделиться мнениями о прозвучавших предложениях координатора Общественного Штаба Всероссийского социально-спортивного движения Алексея Логинова
Редакция «Дворспорт»:
— Ваше впечатление от прошедшего заседания?
Алексей Логинов:
— Сложные и противоречивые. Безусловно, что в стране есть более насущные проблемы. Государственный секретарь США Энтони Блинкен назвал военные действия на территории РФ отдельным делом. По его словам, США считают, что Киев должен сам выбрать тактику действий. В этой связи, на мой взгляд, развитие физической культуры и спорта в России должно осуществляться с учетом опыта 1920 — 1930-х годов.
Мне кажется, что инерция мышления и действий Минспорта, как главного формулятора посылов прошедшего заседания Совета — маломобильна в резко изменившихся условиях. Мы видим развитие всё той же парадигмы «до 24 февраля». Именно поэтому я считаю некоторые вещи, прозвучавшими в докладе министра спорта РФ Олега Матыцина выхолощеными — они не дадут результата. Нужны принципиальные решения.
— Что особенно вам бросилось в глаза?
— Прежде всего, отношение к звучавшим предложениям, которые много дискутировались не только на публичных площадках. «Наряду с этим экспертный анализ, выполненный в ходе подготовки к Совету, показал и нерешённые задачи, которые определяют вызовы в сфере массового спорта. Прежде всего это недостаточное вовлечение в занятия физической культурой и спортом граждан трудоспособного возраста, которые составляют наибольшую долю населения нашей страны; низкий уровень доступности организаций физической культуры и спорта для населения пенсионного возраста и льготных категорий граждан; отсутствие открытой единой информационной среды; отсутствие унифицированной системы управления сферой физической культуры и спорта на региональном уровне», — сказал Олег Матыцин в ходе заседания.
Но это лишь малая толика обсуждавшихся проблем в развитии отечественного массового спорта. Не понимаю, почему многие вещи, связанные с развитием физической культуры и спорта, от Президента страны скрывают и замалчивают.
— Но есть же позитивные моменты?
— Безусловно. Как это не удивительно, но эти моменты лежат в аналитической плоскости. Дело в том, что многие тезисы, прозвучавшие в докладах, взаимно исключают друг друга с точки зрения логики. Об этом особый разговор — мы его обязательно продолжим.
— Например?
— Например, когда Олег Матыцин говорит: «…нужно сказать о слабой вертикали управления. Министерство спорта, к примеру, даже не имеет полномочий по согласованию кандидатуры региональных министров…» Это признание рушит многие принципиальные построения.
Опыт общения с регионами и муниципальными образованиями говорит о том, что подавляющее большинство чиновников от спорта на местах воспринимают тему спорта и финансирования спорта как базу кормления, как «вещь в себе». Кроме того, с таким тезисом возникает вопрос и собственно к команде Минспорта, как команде организаторов физкультурно-спортивной работы в стране. Повторю и подчеркну — в изменившихся условиях существования нашей страны и вызовов её будущему подобное отношение спортивных чиновников можно трактовать в лучшем случае как недальновидность и некомпетентность, а в худшем — как национальную измену.
— Что вы имеете в виду под «вещью в себе»?
— Под «вещью в себе» я имею в виду классический философский термин, введённый Иммануилом Кантом в «Критике чистого разума». Это вещь как таковая, вне зависимости от нашего восприятия. Понятие вещи у него было тесно связано с понятием ноумен (греч. νοούμενον «постигаемое» от νοέω «постигаю»). Разграничение явлений и вещей в себе имеет принципиальное значение в философии Канта — из этого выходит понятие свободы в мире причинности, решение антиномии чистого разума, объяснение возможности чистого естествознания и многие другие логические пояснения.
К сожалению, опыт свидетельствует, что на местах спорт воспринимается спортивными менеджерами как «вещь в себе» лишь в узком понимании, лишь как объект, без причинно-следственной связи с другими категориями и явлениями общественной жизни. Бумажка важнее реальной работы — отсюда отписки, приписки, бездействие. Это трагедия отечественного спорта.
При существующих подходах ни о каких 70 % постоянно занимающихся физической культурой и спортом говорить нельзя — это самообман, который может иметь катастрофические последствия для национальной безопасности России. Если не изменить ныне действующую парадигму развития физической культуры и спорта, то Минспорта России можно просто упразднить, передав его функции Министертсву обороны и Министерству просвещения.