Как трансформировалось советское наследие опыта организации спортивного досуга молодежи по месту жительства в бывших социалистических республиках СССР? Как работают механизмы социального дворового спорта? Рассматриваем опыт Казахстана
Начнём с общих выводов.
На наш взгляд, казахстанские проблемы в развитии социального дворового спорта также имеют системообразующие причины, что и в России. Развитие социального дворового спорта в Казахстане имеет схожие с Россий проблемы. При этом советский опыт финансирования спортивного досуга по месту жительства используется не как система, а частные случаи понимания работы руководителями городов. Обобщая, можно смело утверждать, что в стране нет законодательной основы для развития социального спорта и нет механизмов поддержки единого общеказахского дворового спортивного физкультурного движения как главной идеи. Примечательно, что одним из субъектов противодействия социальному дворовому спорту в Казахстане также выступают органы спортивной власти.
Согласно статистическим данным, в 2020 году всего треть детей и подростков в стране вели активный образ жизни, а 40% допризывной молодежи негодны к воинской службе в Казахстане. В своем Послании народу Казахстана Глава государства подчеркнул приоритетность развития массового спорта, физкультуре, в том числе среди детей.
Представитель Федерации школьного спорта Алия Тусупбекова (параллельное сходство с российской Федерацией школьного спорта Ирины Родниной — прим. автора) отметила, что основные проблемы массового спорта в Казахстане связаны с недостаточным финансированием вопросов развития физической культуры и спорта, низким уровнем научно-методологического обеспечения, нехваткой объектов спортивной инфраструктуры и компетентных специалистов, особенно в сельской местности, пробелами в вопросах продвижения спорта по месту жительства, а также отсутствием системной оздоровительной и физкультурно-спортивной работы в субъектах образования. По ее мнению, что на протяжении многих лет вопросы детского спорта оставались на обочине воспитательного и образовательного процессов.
«Как и прежде в спортивные мероприятия, организуемые местными исполнительными органами, к сожалению, в основном вовлекаются спортсмены детско-юношеских спортивных школ. Разумеется, это не способствует массовости соревнований и созданию равных условий для спортивной конкуренции. Проведенный формат ведет к откровенному дублированию субъектами образования функции уполномоченного органа в сфере спорта. Поскольку деятельность детско-юношеских спортивных школ отнесена к его исключительной компетенции. Следовательно, интерес подавляющей части детей к спорту снижается, а состав участников соревнований свидетельствует о том, что эффективная система развития спорта именно в образовании и не классовой деятельности упущена», — отметила спикер.
По ее информации, спортивные секции охватывают школьников вчетверо меньше, чем в среднем по мировым показателям. При этом 1970 общеобразовательных школ не имеют спортивных залов. Свыше 9 тысяч спортивных сооружений организаций образования построены до 1991 года и более 2 тысяч – с 1998 года. Из них 31% находится в неудовлетворительном состоянии.
По мнению Тусупбековой, для решения проблемы необходимы две вещи: увеличить число детей, занимающихся физкультурой во внеурочное время в школьных спортклубах и ликвидировать кадровый дефицит, улучшив систему повышения квалификации педагогов и обновив методическую базу и материально-техническое обеспечение. Зафиксируем: также, как и в России, механизм социального спорта просто не рассматриваевается спортивными функционерами Казахстана.
В свою очередь, директор Республиканского учебно-методического и аналитического центра по физической культуре и спорту МКС РК Абзал Мыхыбаев, развитие массового спорта обрело особую важность в свете Послания Президента страны, который справедливо отметил, что нет смысла содержать профессиональные спортивные клубы за счет государства. Приоритет нужно отдать массовому спорту, физкультуре и детям. Для этого в каждой области и крупных районных центрах следует открыть спортивные секции. Он сообщил, что запущен проект «Буқаралық спорт — белсенді ел кепілдігі», который распространяется в интернете, соцсетях и ТВ. Помимо этого, как он отметил, создан сайт www.belsendiel.kz.
Генеральный секретарь ОО «Скауты Великой степи» Ильдар Катенов, что увлечь ребенка спортом легко: «Увлечь ребенка очень легко, только нужен пример. Родители этого не дают. Мы видим, что дети не знают элементарных дворовых игр, у них нет навыков коммуникации, они даже не знают о чём говорить и во что играть». Вместе с тем он отметил, что нужны дворовые клубы, но не бесплатные. Иначе это порождает безответственное отношение как ребёнка, так и родителей к работе тренера, который не может выстроить систему занятий. По его мнению, передача спорта в бизнес будет нужным решением.
При этом, в 2019 году в Алматы закрылся социальный проект «Спорт в моем дворе», реализовывшийся с 2017 года. Более 100 инструкторов остались без работы. Они написали открытое письмо акиму Алматы Бауыржан Байбек. По мнению инструкторов, причиной стала предвзятая и недальновидная политика Управления спорта акимата города Алматы. «Как иначе можно объяснить решение о замене одного полноценного проекта, успешно реализуемого в течении двух лет на другой, извините, на не полноценный?«. Также они добавили, что программа полностью соответствовала поручению Президента РК Нурсултана Назарбаева (из послании президента РК народу Казахстана от 5 октября 2018 года). Примечательно, что одним из субъектов противодействия социальному дворовому спорту в Казахстане также выступают органы спортивной власти.
«Только за 2018 год на 150 площадках города нами проведены циклы соревнований в формате: дворовых, районных и городских. Всего проведено 3472 соревнований по различным видам спорта и дисциплинам, с общим количеством участников 68 331 детей и подростков. Также проведены 805 мастер-классов (по национальным видам спорта, футболу, хоккею на траве), с привлечением более 11 000 человек», — отмечали в своём открытом письме дворовые инструкторы. Несмотря на интерес новостных порталов, блогеров и жителей города, работниками управления спорта эти мероприятия были полностью проигнорированы.
«30 января Управлением спорта опубликовано объявление на портале госзакупок, который вызывает массу вопросов. Требования данной спецификации составлены не профессионально, без учета специфики проведения активного досуга на дворовых спортивных площадках. Отдельные требования значительно завышены или не отвечают фактическому положению вещей. Из наименования услуги убрали название «Спорт в моем дворе», а это узнаваемый бренд», — пишут работники. Исходя из всего этого инструкторы пришли к следующему выводу: «В связи с этим мы вынуждены сделать вывод, что наши 2-х летние усилия по развитию дворового спорта сейчас фактически выброшены в мусор, как ненужный хлам».
В конце письма они добавили: «Уважаемый Бауыржан Кыдыргалиулы, на встречах с населением города Вы не однократно заявляли, что программа «Спорт в моем дворе» будет расширяться и к 2020 году охватит 600 дворов города. Какую картину мы наблюдаем в данный момент? На основании изложенного, просим Вас, уделить личное внимание данной проблеме. Убеждены, что Ваша практическая помощь, в разрешении сложившейся ситуации, позволит продолжить нашу работу и превратить программу «Спорт в моем дворе» в мощное физкультурно-спортивное движение нашего города», — заключили инструкторы. Напомним, что главной задачей проекта являлось привлечение детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет на дворовые спортивные площадки для ежедневных занятий в шаговой доступности от места жительства.
Как элемент советского наследия, в Казахстане сохранились дворовые спортивные клубы. Например, в столице Казахстане городе Нур-Султане (ранее — Акмолинск, Целиноград, Акмола, Астана) в 2021 году функционировали 23 дворовых клуба. В них насчитывается 28 спортивных секций и 21 творческий кружок, по данным официального сайта акимата столицы. За последние 6 лет число дворовых клубов в столице выросло с 6 до 23, а численность их воспитанников – с 300 до 2 700 детей. При этом увеличилось и количество видов спортивных секций с 6 до 28, а также видов творческих кружков — с 5 до 21.
На начало 2021 года население Нур-Султана составляло 1 184 469 человек — второй показатель в Казахстане после Алма-Аты. Очевидно, что исходя из общей численности число занимающихся крайне незначительно.
Дворовые клубы функционируют во всех 4 районах города: в районе Алматы – 10, Байконыр – 8, Сарыарка – 3, Есиль – 2. До 2023 года планируется открыть еще 9 таких учреждений в жилых массивах и отдаленных районах города, чтобы как можно больше детей получили возможность в шаговой доступности и на бесплатной основе посещать спортивные секции, заниматься творчеством и интересно проводить время. Сегодня занимающимся созданы все условия для занятий хореографией, изобразительным искусством, музыкой, декоративно-прикладным искусством, вольной борьбой, вокалом, каратэ, боксом, фитнесом, шахматами, лезгинкой, греко-римской борьбой, дзюдо, рукопашным боем, моделированием и многим другим.
Стоит отметить, что воспитанники дворовых клубов принимают активное участие в спортивных мероприятиях не только городского, но и республиканского, а также международного уровней. Так, только в 2019 году они принесли в копилку города 40 первых, 56 вторых и 44 третьих места на различных соревнованиях. Воспитанники становились призерами состязаний в Кыргызстане, Узбекистане, России, Венгрии, Италии и таких городах Казахстана, как Алматы, Актобе, Павлодаре, Кокшетау, Балхаш и т.д. Для получения полной информации о работе дворовых клубов Нур-Султана можно обратиться по телефону: 8 (747) 190-96-93.
24 февраля 2020 года в ходе правительственного часа в мажилисе Казахстана обсуждались перспективы развития массового спорта в стране.
По словам депутата Гульшары Абдыкаликовой, в Казахстане сфера физкультуры и спорта финансируется по остаточному принципу и занимает лишь 1,4% от ВВП. «Только треть населения Казахстана занимается спортом, тогда как в европейских странах, Канаде, Австралии и Японии этот показатель достиг 60 %. В Алматинской, Костанайской областях были закрыты детско-юношеские клубы. В Алматы их вовсе нет. 27 % школ не имеют спортзалов, где детям заниматься спортом. К сожалению, нам не удалось возвести здоровый образ жизни в число приоритетных направлений», – резюмировала депутат.
Депутат Гульмира Исимбаева посчитала, что количество спортплощадок в стране в два раза ниже необходимого уровня: «В соответствии с государственными нормативами в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, утвержденными приказом министерства экономики РК от 2014 года, в стране должно быть 80 квадратных метров спортивных площадок на каждую тысячу человек. Но на сегодняшний день в стране на тысячу человек приходится 47 квадратных метров спортплощадок».
Депутат Нуржана Альтаева предложила изменить приоритеты в развитии массового и профессионального спорта: «Зачем тратить десятки миллионов долларов, приглашая иностранных спортсменов? Давайте направим эти деньги на строительство спортивных площадок, футбольных полей во дворах наших домов, куда наши дети практически перестали выходить».
При этом механизмы и законы социального спорта работают и в Казахстане (впрочем, как и в любой другой стране). Благодаря публикации О.И. Гусева «Мой массовый и нудный спорт» рассмотрим развитие массового спорта и использование спортивной инфраструктуры в реальности на примере города первого президента страны.
В начале 2017 года житель Темиртау Валерий Кравченко обратился к акиму Галыму Ашимову с необычным предложением: «В районе домов 59 и 61 по проспекту Республики находятся останки футбольной площадки – остовы от ограждения с разодранной сеткой, искусственного покрытия там уже нет, а сама клетка заросла травой по пояс. Отдайте эту площадку (по сути, только рамы ограждения) нам во двор, и мы сами ее восстановим». Аким дал разрешение, и площадку (за собственные средства Валерия и методом народной стройки) демонтировали, перевезли во двор на пр. Металлургов, 3/1, подлатали, и теперь летом там гоняют мяч дети. Желательно, конечно, настелить нормальное покрытие, а не бегать по отсеву, но на это денег нет. У Валерия Кравченко, к слову, трое сыновей. Старший сын, Владислав, стал футболистом и играет за алматинский «Кайрат». Средний, Егор, – хоккеист команды «Юность» (2008 г. р.). Самый маленький, Александр, еще ходит в детский сад и пока еще не определился с выбором спортивной секции. Тем же летом наш герой, приехав в гости к товарищу на 4 «А» квартал, обратил внимание на погибающий хоккейный корт, на котором уже отрывали искусственное покрытие, сняли несколько секций верхнего ограждения из рабицы и утащили калитку с воротами. На площадке были завалены, но еще «на соплях» держались борта. Через месяц корт своим разграбленным видом уже вызывал жалость.
Фото inbusiness.kz
Новый поход к акиму, обращение к депутатам, вплоть до Мухтара Тиникеева, и долгожданное разрешение на передислокацию было получено. Демонтаж производили уже в ноябре, поэтому установкой корта во дворе на Металлургов, 3/1, тем же методом народной стройки занялись следующим летом. Он получился без искусственного покрытия и меньше проектного, поскольку «траву» и несколько секций просто растащили еще на прежнем месте. Но зато на площадке есть освещение и даже играет музыка! «На этом корте мы провели уже второй турнир среди дворовых команд на открытом льду: первый – в феврале 2019 года, а второй буквально несколько дней назад», – рассказал корреспонденту Олегу Гусеву общественник.
Кроме Валерия Кравченко, в Темиртау есть еще два «сумасшедших», которые самостоятельно заливают лед и собирают на игры команды: Александр Реймер (Старый город) и Евгений Пестов (8-й микрорайон). В феврале 2020 года на турнир памяти детского тренера Александра Потайчука, кроме трех темиртауских детских дружин, приехала еще и команда «Юность» из Караганды, где играют дети 2008 года рождения. «Нужны были призы, медали, грамоты, подарки, автобус для юных гостей из области, придумать горячий чай и какое-то питание для пацанов. Носились по городу как угорелые. Помог аким, помогли предприниматели. Когда все закончилось, мы реально перекрестились», – улыбается Валерий.
Таким образом, казахстанский опыт также свидетельствует, что развитие массового спорта невозможно без свободного доступа к спортивной инфраструктуре и активной поддержки настоящих подвижников-общественников в спорте.
Хоккейных кортов и хоккейных площадок в свое время в Темиртау установили множество: с 2007 по 2017 год их поставили числом 23. И это еще не считая наличия советских железных коробок, чудом сохранившихся практически в каждом микрорайоне. Новые корты бодро устанавливали, красиво за них отчитывались, но на баланс ОЖКХ, ОКМС или КСК их не поставили. А поскольку хозяина у этих спортобъектов не было и следить за их состоянием было некому, то начался безнаказанный разгул вандализма.
Был даже интересный случай, дошедший до Верховного суда (!), когда местные жители порезали и сожгли покрытие на корте, а предпринимателя, поскольку он давал трехлетнюю гарантию, суд заставил за свои деньги восстановить искусственную траву.
Мнение «местного сумасшедшего» Валерий Кравченко фиксирует и российскую реальность: «Площадки надо брать на городской баланс и выделять деньги на их полноценное содержание. Нужны тренеры, нужна еженедельная заливка льда в зимнее время. А где брать воду, если в подвале каждого дома стоит общедомовой прибор учета? Мы после каждого снегопада по несколько часов машем лопатой на площадке, очищая лед от снега. Кто будет этим заниматься на коммунальном корте – дворник? Смешно сказать, чуть ли не в каждой школе есть корт, но они простаивают, а заливаются и очищаются в городе всего только три. И то только тремя сумасшедшими».
Следует отметить одну очень интересную деталь: поскольку об этом «народном корте», куда приезжают покататься со всего города, постоянно пишут в соцсетях, то на протяжении нескольких месяцев темиртаусцы привозили на него бывшие в упомтреблении коньки, защиту, клюшки, свитера, гетры и многое другое из хоккейной амуниции, что тут же раздавалось детворе. По меньшей мере 45 детей свои первые коньки или клюшки бесплатно получили именно здесь.
Автор публикации Олег Гусев считает, что на практике мы видим, что даже при наличии спортивной инфраструктуры во дворах у нас в стране нет системы управления ею. Нет у нас и такого количества сумасшедших энтузиастов, которые будут тратить свое время, деньги и нервы на содержание площадок и организацию занятий с детьми. И, по всей видимости, лучше старой советской системы детских дворовых клубов с закрепленными к ним своими спортплощадками и тренерами придумать пока нечего.
На наш взгляд, казахстанские проблемы в развитии социального дворового спорта также имеют системообразующие причины, что и в России. Обобщая, можно смело утверждать, что в стране нет законодательной основы для развития социального спорта и нет механизмов поддержки единого общеказахстанского дворового спортивного физкультурного движения как главной идеи.
Алексей Логинов