Четверг, Август 16Все о массовом и дворовом спорте в России

Главный враг современных спортивных энтузиастов-общественников — спортивные аппаратчики

Говоря о необходимости реформы отечественного российского спорта в год, провозглашенный Годом волонтерства, необходимо понять причинно-следственные связи, которые самым непосредственным образом влияют на развитие спорта в нашей стране. В основе фундамента — федеральный закон о спорте, который сегодня заточен под спорт высших достижений. Но это ещё и идеологическое направление спортивного развития, и система распределения средств и управления ими, и блок самоорганизации простых граждан непосредственно для занятий спортом, и информационная и кадровая политика в области спорта.


Губернатор Липецкой области О.П. Королев знакомится с концепцией социального дворового спорта
и городками на Рыболовном Форуме в Задонске, июль 2015 г.

Современная система административного управления спортом в любой стране и в мире в целом заложил главный идеолог олимпийского движения Пьер де Кубертен. Конечно, он предполагал механизмы управления спортом, но эти механизмы должны были служить для реализации гуманистических олимпийских идей.

В результате с десятилетиями произошло выхолащивание идей олимпизма, что Кубертен предсказывал: «В недалеком будущем нас ждет появление отвратительного клана спортсменов-профессионалов, которые извратят саму идею спортивных состязаний, монополизируют их и превратят в своего рода театр марионеток. Любителям спорта останется лишь читать в газетах о фантастических результатах отдельных профессионалов».

Правда ли, что это нам так хорошо знакомо сегодня?

Таким образом, систему профессионального администрирования спортом вполне можно рассматривать как антагонистическую в отношении общественных форм деятельности, направленных на развитие и популяризацию видов спорта. При этом у общественников остается право задать вопросы, которые касаются фактического развития спорта на местах — в каждом отдельном муниципальном образовании и регионе.

Например, современная система аккредитации спортивных федераций на местном уровне законодательно прописана и преследует, естественно, благие цели. Но этот механизм часто превращается в инструмент влияния и управления развития видом спорта посредством оказания влияния на общественных активистов, любителей спорта. Это происходит во многом из-за того, что именно чиновничий административный аппарат  производит распределение материальных и денежных средств с целью развития видов спорта — федераций.

Это означает то, что сегодня непосредственный руководитель спорта в регионе самым непосредственным образом имеет возможности финансового воздействия на развитие видов спорта по отдельности и видов спорта в целом. Упрощенно это выражается в перераспределении денежных бюджетных средств, что должно оказывать влияние на развитие спорта. Участие в процессе перераспределения средств (непосредственно сам административный аппарат спорта на местах  не участвует) подавляющем большинством современных чиновников и воспринимается как процесс «развития» спорта. Поэтому мы практически не видим то, как личным примером спортивные администраторы показывают, КАК надо развивать хотя бы отдельные виды спорта.

Пример. 16 марта в администрации Липецкой области под председательством заместителя главы областной администрации Юрия Тарана прошёл круглый стол под названием «Особенности и перспективы развития игровых командных видов спорта в Липецкой области», где были обсуждены вопросы развития игровых видов спорта. «В ходе обсуждения отмечалось, что на территории региона исторически сложилось активное развитие таких игровых видов спорта, как волейбол, хоккей, баскетбол, футбол и мини-футбол«. Позвольте, но почему мы не обсуждаем тогда развитие таких игровых МАССОВЫХ видов спорта как гандбол, городки, хоккей на траве, хоккей с мячом? Почему обсуждается развитие только тех игровых видов спорта, под которые уже сложилась система финансирования (тут впору подумать о конфликте в стрелковом спорте в Конь-Колодезе).

Глава администрации Липецкой области Олег Королев неоднократно отмечал, что соревнования с участием местных команд по игровым видам спорта привлекают жителей региона самого разного возраста к занятиям физической культурой и пропагандируют здоровый образ жизни. «Массовость — основа всех наших спортивных достижений. В Липецкой области каждый житель может выбрать вид спорта по своему желанию. Ради предоставления этого выбора строятся спортивные сооружения, и поклонников спорта становится больше», — отмечает руководитель области. Но: городков нет, гандбола нет, хоккея на траве нет и т.п… И это даже не обсуждается… При этом, возможно, в отчетах спортивных комитетов за 2014 — 2017 годов наверняка есть информация о проведенных ими соревнованиях по городкам, гандболу, хоккею на траве.

Тогда в чем тогда роль спортивных аппаратчиков? Почему людям, которым собственно «до лампочки» сам спорт (занятие развитием спорта есть способ получения доходов), используют как «пушечное мясо» труд энтузиастов тогда, когда только это выгодно?

Начальник областного управления физкультуры и спорта Владимир Дементьев в ходе круглого стола отметил: «Сегодняшний разговор должен стать эпохальным для ваших видов спорта. Игровые виды — массовые, интересные для жителей региона, в них вкладываются большие средства, но должного выхлопа мы пока не получаем». Так не потому ли «выхлопа» нет, что что-то не так? И не потому ли о других видах спорта нет речи, потому что «майоры Чингачгуки» (энтузиасты-общественники) невыгодны для спортивных статистов в спорткомитетах, так как проводят самостоятельную политику и дают при этом результаты без материальной поддержки из бюджета?

Итог совещания подвёл Юрий Таран: «Вместе с тем отмечу низкую эффективность большинства федераций по видам спорта: от них я жду большей заинтересованности и инициативы. И ещё раз повторю: только рациональное использование ресурсов, бюджетных и внебюджетных средств поможет вашим видам спорта выйти на новый уровень развития». Может быть, это и есть одна из главных причин плачевного состояния современного липецкого спорта и общественного движения — не всё зависит от денег, но многое — от искренне заинтересованных людей, развивающих спорт не из материальных соображений.

Вопросы дворового спорта уже несколько лет обсуждаются на федеральном уровне, но в Липецкой области к ним — полное равнодушие и игнорирование. Всё это заставляет не верить словам, а состояние дел в липецком спорте вызывает многие вопросы…

* * *

Как правило, вся спортивно-оздоровительная активность на местах в отчетах административных структур выглядит как пылесос: в отчеты спортивных структур вносятся все виды спорттивной активности, в том числе и те, к которым собственно спортивные администраторы совершенно не имеют никакого отношения. Но добиться конкретной поддержки общественниками инициатив в развитии спорта зачастую просто невозможно — да, многие аппаратчики «не возражают», но практически результат — нулевой. В Липецке классический пример — это ситуация с Городошным стадионом в Новолипецком парке, который после восстановления его общественниками — любителями городошного спорта — совершенно не нужен ни на городском, ни на областном уровне.

В Конституции РФ указано, что любая деятельность в РФ поощряется. Здоровье — одно из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами (выбор профессии, свобода передвижения и другие). Поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека.

В Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. конституционное право на спорт закрепляется опосредованно и выводится из части 2 статьи 41 как корреспондирующее закрепляемым указанной нормой обязанностям государства. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ право на спорт так же закрепляется опосредованно. В частности, согласно пункту 1 статьи 3, обеспечение права на спорт позиционируется как один из принципов законодательства о физической культуре и спорте: «Законодательство о физической культуре и спорте основывается на следующих принципах… права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения».

Итак, каждый из граждан России вправе рассчитывать на возможность занятий физической культурой и спортом, что подразумевает и саморганизацию, и непосредственную организацию. Увы, но сегодня этого нет. Точнее, далеко не у всех желающих есть возможность заниматься любимым спортивным направлением.

Советская система организации спорта, пусть и строившаяся на несколько иных принципах финасирования, была гораздо более гибкой и всеохватывающей.

Может быть, имеет смысл, помимо развития Всероссийского социально-спортивного движения, вернуться к системе Союза спортивных обществ и организаций, как это было в СССР в более адаптированном к современным реалиям формате.

Что это может дать?

1) Более массовую идеологию развития отечественного спорта на современном этапе, где есть место спортивной самоорганизации на «дворовом» и социальном уровне на уровне спортивных федераций.

2) При сохранении существующей федеральной структуры это позволит провести значительное сокращение спортивных чиновников на местах — тех из них, кто занимается «перекладыванием бумажек», а не собственно организационной и спортивной работой.

3) Это позволит значительно и в короткие сроки повысить статус и престиж спортивных федераций по видам спорта. Перераспределение финасовых потоков и постановка перед спортивными федерациями конкретных задач Министерством спорта РФ по развитию спорта, в том числе и в массовом сегменте, позволит значительно и принципиально увеличть общее число занимающихся видами спорта. Определение объема финансирования для федераций в зависимости от числа занимающихся и показанных спортивных достижений, подстегнет спортивные федерации к внутренней конкуренции и выведению на первые роли тех, кто действительно занимается развитием вида спорта.

4) Упрочит взаимодействие низовых спортивных структур с органами местного самоуправления на местах, в том числе со структурами территориального общественного самоуправления (ТОС), определённых законом № ФЗ-131.

5) Создаст предпосылки для развития ведомственного и корпоративного спорта, что позволит запустить процесс создания добровольных спортивных обществ по месту работы, учебы и жительства.

К сожалению, сегодня сложилась такая такая ситуация, что главный враг общественных поборников развития видов спорта и в целом здорового образа жизни — спортивные аппаратчики, работа которых на фоне локальных (и не только) успехов нищих общественников — гибель. Поэтому и замалчивается их деятельность — и не только в Липецкой области.

Батальоны спортивных общественников просят огня и поддержки, но их оставляют без поддержки именно те аппаратчики, в силах которых поддержать практическую деятельность хотя бы одним огневым взводом от всей их армейской артиллерии…


Участники паралимпийского велопробега Липецк — Страсбург — Париж
после официальной церемонии в Страсбурге, 21 октября 2011 года

Конечно, всё здесь приведённое — личное мнение автора, которое отражено в целом ряде монографий. Аргументы в пользу необходмости реформ отечественного спорта мы будем приводить и дальше.

 

 

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий